В России набирает оборотов реализация программы по строительству и капитальному ремонту школ. В связи с этим у специалистов, которые впервые занимаются проектированием электрического оборудования в подобных учреждениях, появляется большое количество вопросов. Попробуем разобраться с наиболее часто встречающимися.

 

— Какие основные требования должны быть соблюдены для обеспечения безопасности школьников?

 

Среди мер обеспечения электробезопасности при работе со школами можно выделить две категории:

  • Стандартные требования: создание защитного заземления, проектировка с условием недоступности для прикосновения к токоведущим частям и прочие, применимые ко всем электроустановкам общественных зданий.
  • Специфические требования для школ:

— розетки и выключатели должны располагаться на высоте 180 см от пола;

— использование разделительных трансформаторов с дифференциальной защитой или сверхнизким напряжением для того оборудование, с которым будут работать школьники;

— в штепсельных розетках обязательно наличие автоматической защиты, закрывающей гнезда при вытягивании вилки.

 

— Каким устройствам нужно обеспечить бесперебойное электроснабжение?

 

К таким устройствам относят те, что предназначены для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Не менее важным является обеспечение аварийного освещения. Осветительные приборы можно автономно запитать от дизельного генератора или установить светильники со встроенными аккумуляторами.

 

— Какие требования есть к школьному электрооборудованию модульного типа?

 

Как и в любом административном помещении, в школах используются стандартные аппараты защиты. Но часто проектировщики стараются повысить безопасность. Для этого можно использовать автоматические выключатели, отключающая способность которых на всех отходящих линиях повышения до 6 кА. Стоит отметить, что сейчас обязательной является установка устройств дифференциального тока. С их помощью обеспечивается пожаробезопасность всех комнат, включая те, в которых много активно использующихся розеток.

 

На каждом из этапов производства должен быть строгий контроль качества. Улучшить аппараты защиты можно, добавив индикаторы на дифференциальные выключатели. Это поможет понять причину, по которой сработал автомат, — ток утечки или сверхток. Так вы сможете сократить время на принятие мер по обеспечению безопасности.

 

— Какие существуют требования к осветительным приборам?

 

Согласно нормативам, для обеспечения эффективного учебного процесса и сохранения здоровья ученичества, в классах на поверхности учебных столов должна обеспечиваться освещенность минимум 400 лк и возле доски 500 лк.

 

Коэффициент пульсации в светильниках не должен превышать 10%. Также рекомендуется регулировать уровень дискомфорта от естественного света в пределах 15% и меньше. Важно поддерживать в учебных помещениях цветопередачу в 80 единиц, а в школьных коридорах— минимум 40 единиц. Использование искусственных источников света допустимо в подсобных помещениях, в местах хранения инвентаря, а также в душевых и кладовых.

 

Существует несколько правил для организации естественного освещения. Оно должно быть с левой стороны помещений. Если глубина помещения составляет больше 6 метров, то допустима организация двустороннего освещения. Чтобы свет распределялся равномерно, в проекте по электроснабжению должна быть предусмотрена правостороння подсветка на уровне 2,2 м от пола. В таких местах минимальный коэффициент естественного освещения должен составлять 1,5%.

 

Допустимые источники света:

— трубчатные люмиесцентные лампы;

— компактные люминесцентные лампы;

— светодиоды с удаленным люминофором или комбинированным фотолюминесцентным конвертером (только в случае, если производитель прошел сертификацию по нормативным спектральным биологическим требованиям).

 

— Каков регламент энергоэффективности освещения?

 

Существуют особые ограничения для максимальной мощности осветительного оборудования в школах. Также, в одном из нормативов энергопотребление предлагается снижать, используя датчики движения, которые могут учитывать уровень естественной освещенности. Можно значительно снизить потребление энергии, установив интеллектуальную систему контроля над освещением. Но важно помнить, что искусственный и естественный свет одновременно не должен быть установлен в классах, где занимаются дети до 12 лет.

 

В школьных помещениях можно установить освещение, которое будет не только соответствовать санитарным нормам и государственным стандартам, но и опережать их. Также стоит помнить, что безопасность детей в школах зависит не только от профессионализма монтажников, но и от того, насколько хорошо будут соблюдаться в дальнейшем правила использования инженерных сетей.